Дорогие друзья!
В условиях реформирования и обновления нашего общества роль учителя в этих процессах трудно переоценить. Во многом от него зависит образование народа, его культура и нравственность, а также направление дальнейшего развития общества. Сегодня дети, завтра – народ!
Только хороший учитель рождает хороших учеников!
Вопрос – так кто же первичен?! Ответ – сначала Учитель! А потом – инженер, строитель, медик и т.д.!
И поэтому уже сейчас востребован учитель-исследователь, системщик, тьютор, консультант. Условиями эффективности работы современного учителя являются: профессиональная компетентность, научно-теоретическая и методическая подготовка, способность выявлять причины затруднений учащегося и оказывать ему необходимую эвристическую и информационную помощь, направлять обсуждение на анализ и поиск новых нетривиальных решений, прогнозировать действия ребёнка и его развитие в целом, связывать контрольно-диагностические действия с анализом траектории развития ученика, планировать свою деятельность и учить планированию обучающегося.
Соответственно, один из важнейших вопросов – кадровый! Это и обновление содержания подготовки педагога (учителя), и приход молодых педагогов в профессию, и все еще сохраняющийся дефицит педагогических кадров.
На сегодня наиболее востребованными остаются учителя начальных классов, английского языка, математики, информатики, русского языка и литературы.
Еще три года назад, с началом реализации проекта «Детские сады детям», нам не хватало воспитателей. На тот момент времени это была одна из самых востребованных профессий в регионе. Сегодня мы эту ситуацию выровняли.
Потребность школ в квалифицированных кадрах будет расти. В этом есть естественная потребность. В этом году наши школы ждет большее количество первоклассников (12778), за три года количество первоклассников увеличилось на 834. И количество первоклашек будет расти из года в год.
Когда же речь заходит о реализации новых проектов: строительстве новых школ (а я напомню, что в ближайшие 2 года мы построим 2 крупных объекта в Кузоватово и Ульяновске, и на очереди ещё пять крупных школ), детского технопарка, то нам понадобятся дополнительно ещё сотни высококвалифицированных учителей.
Сегодня в регионе из 10 423 педагогов – 18,8% пенсионного возраста. Для нас важно достичь устойчивой тенденции преемственности кадров, когда соблюдается баланс между количеством опытных и молодых учителей (в течение последних 5-ти лет прослеживается положительная динамика привлечения молодых специалистов в отрасль, сегодня их 1493 - 14,3%, средний возраст -8241 – 79%). И этот баланс мы сохраняем!
Поэтому одной из актуальнейших задач для нас сейчас является, с одной стороны, мониторинг и прогнозирование потребности отрасли в педагогических кадрах, с другой – поиск механизмов в удовлетворении этой потребности.
Сегодня нам нужны новые механизмы или те практики, которые мы должны использовать для взращивания будущего педагога. Уверена, что за счёт популяризации учительского труда уже в раннем возрасте можно «заразить» будущих учителей. Конечно, здесь нет панацеи, но есть убеждённость, что ценностная установка на престиж профессии должна формироваться уже на ступени дошкольного образования. И здесь мы выходим на решение задачи развития ранней профориентации, начинающейся с детского сада и затем сопровождающей ребёнка на протяжении всего школьного обучения. В регионе выстроена такая система в отношении авиационных профессий, транспорта, почему бы не воспользоваться накопленным опытом и в отношении профессии учителя?
Мы создали первый в России кластер непрерывного казачьего образования, включающий все уровни образования.
И здесь можно говорить о совершенно четкой «линейке» подготовки будущего учителя: педклассы – лицей – лицей УлГПУ – ВУЗ – клуб!
Мы с вами развиваем клубное движение по формированию региональной сети учительских клубов. Важно: появление учительских клубов в каждом муниципальном образовании - это трансляция передового педагогического опыта, часть развития современной системы непрерывного профессионально-педагогического образования.
Важна мотивация к профессии! И одним из действенных механизмов в этом направлении должны быть конкурсы педагогического мастерства: «Учитель года», «Педагогический дебют», «Сердце отдаю детям», «Мастер года». Мы не просто участвуем в них, мы побеждаем на всероссийском уровне. И наши победы должны стать известны не только коллегам, но и нашим воспитанникам. Но это конкурсы для состоявшихся профессионалов. Куда важнее стратегически сегодня организовать конкурсы для школьников и студентов.
В прошлом году педагогический университет стал инициатором другого студенческого конкурса, популяризирующего профессию учителя – «Педагогический стартап».
Важным шагом в 2016 году стало участие УлГПУ( совместно с Министерством образования и науки Ульяновской области) в эксперименте по реализации проекта «Целевое обучение и контрактное трудоустройство», который предусматривает переход от целевого приема к целевому обучению, поиск альтернативных форм распределения. И здесь хотелось бы обратить внимание на 2 существенных момента. Первое: согласно проекту, формирование контингента целевого обучения происходит в период обучения студентов, т.е. участниками проекта смогут стать мотивированные на педагогическую профессию студенты. Второе: при реализации проекта должны будут реализованы существенные условия договора на обучение: дополнительная стипендия, дополнительные выплаты к заработной плате в течение 3 лет после трудоустройства и предоставление жилья в период прохождения практики и трудоустройства. Студенты, получая такие бонусы, согласно договору, несут ответственность при трудоустройстве и отработке по профилю обучения не менее трёх лет.
Ещё один момент, касающийся профессионализма педагогических кадров, – это курсы повышения квалификации учителей. У нас созданы условия для реализации региональной персонифицированной модели повышения квалификации учителей. И наш опыт сегодня перенимают многие регионы. Но жизнь не стоит на месте, НТИ диктует новые правила игры, и мы должны быть на шаг впереди в этом вопросе. От его решения зависит во многом качество подготовки наших учителей. Нами получено принципиальное одобрение от ректоров вузов о создании интегрированных курсов повышения квалификации, когда модуль «Педагогика и психология» читают специалисты педагогического университета, а специализированный модуль – профессионалы из других вузов. В результате должны появиться принципиально новые программы, например, «Учитель – инженер», «Учитель – исследователь».
В основу персонифицированной модели повышения квалификации заложено право выбора педагогом образовательного учреждения, содержания и формы повышения квалификации. Педагогам сегодня предоставлено право осваивать программы повышения квалификации в различных формах по их выбору – очной, очно-заочной, дистанционной; использовать форму модульного обучения на накопительной основе, когда программа изучается поэтапно в удобное для слушателя время, а объём часов накапливается постепенно с последующей выдачей удостоверения о повышении квалификации.
Результаты ЕГЭ.
Результаты 2016 года по обязательным предметам улучшились по сравнению с 2015 годом: сократилось число участников, не справившихся с экзаменационными заданиями:
- по русскому языку: с 0,9% до 0,6% (общероссийский показатель составляет 0,7%) при одновременном повышении среднего балла с 66 до 70;
- по математике профильного уровня: с 15,5% до 10,7% и повышение среднего балла на 2 единицы (по сравнению с 46,01 в 2015 году). В РФ 15,3% участников не справились с экзаменационными заданиями ЕГЭ по математике профильного уровня;
- по математике базового уровня средняя отметка с 3,7 повысилась до 4,3, тогда как по РФ она составляет 3,95.
По итогам ЕГЭ по обязательным предметам в 2016 году высокий уровень качества знаний продемонстрировали выпускники города Новоульяновска (русский язык 74,7 б., математика профильного уровня – 44), города Димитровграда (74,61 и 52,7 соответственно); Мелекесского района (73,26 и 39,84 соответственно); города Ульяновска (71,4 и 48,19 соответственно).
Анализ результатов участников ЕГЭ по профильным общеобразовательным предметам показал, что в 2016 году наблюдается дальнейшее снижение профильной подготовки выпускников 11 классов, подтверждением чему является факт ухудшения результатов ЕГЭ по сравнению с 2015 годом по таким учебным предметам, как: география (почти на 7,0%), обществознание (на 5,2%), история (на 3,1%), биология (на 3,2%), химия (на 5,6%).
Положительная динамика наблюдается по литературе (на 1,0%), физике (на 1,4%), информатике (на 6,7%).
Вместе с тем региональные результаты ЕГЭ-2016, что уже подтверждено итогами участия в ЕГЭ по обязательным учебным предметам (русскому языку и математике), несколько выше среднероссийских показателей, согласно опубликованным данным по физике - почти на 3% (2,7%), по истории – на 4,3%.
Говоря о подготовке учителя к ЕГЭ, о формировании его профессиональных компетенций, мне бы хотелось остановиться на двух моментах.
Во-первых, мы проанализировали дисциплины вариативной части образовательной программы педагогического университета. И отдельных дисциплин, которые были бы посвящены обучению студентов принципам, методике проведения и подготовки к ЕГЭ, в университете нет. Единый государственный экзамен – это живой организм, с меняющейся структурой и типами заданий. И студенты, сдавшие ЕГЭ при поступлении в вуз, через 5 лет начинают работать по совершенно новым правилам. Предлагаю это исправить. Тем более что большинство председателей предметных комиссий – это преподаватели педагогического университета.
Во-вторых, нужно обратить внимание на уже работающих учителей, подтянуть их профессиональные навыки. Это сложная задача, но алгоритм её решения нам хорошо известен. Это уже модульные курсы повышения квалификации с привлечением специалистов не только из педагогического, но и других университетов (такая практика в регионе уже имеется, учителя информатики в 2015 году прошли курсы повышения квалификации на базе технического университета), это экспресс-курсы по подготовке к ЕГЭ, это занятия в рамках клубного движения и, наконец, использование наших возможностей в рамках дистанционного обучения. И важно, чтобы учитель сам сдал ЕГЭ, бояться этого не стоит! Ведь не стоит задача кого-то наказать, а цель совершенно другая – какие темы необходимо «докрутить» в рамках курсов!
Министр образования и науки РФ О.Ю.Васильева отметила, что готовить к ЕГЭ нужно не на уроке!
Ещё одно направление, напрямую связанное с формированием новых компетенций учителя, – создание и использование качественного образовательного контента. В том числе этой теме было посвящено заседание президиума президентского стратегического совета по развитию образования. Сегодня существует множество доступных онлайн-курсов. Но проблемой в данном случае является невозможность проверки их качества. Учителя ищут материалы, которые проверены и соответствуют образовательным стандартам. Поскольку оценить качество материала достаточно трудно, педагоги придерживаются знакомых источников, у которых есть репутация и которым они могут доверять. Сегодня у нас есть все необходимые условия, чтобы в регионе появилась своя информационная база для учителей-предметников. Её создание может стать первым региональным краудсорсинговым проектом в области образования. Все желающие смогут пополнить эту базу данных, качество же загруженных материалов могут отслеживать ассоциации учителей. И это действительно будет народным проектом.
Качественно новый уровень методического сопровождения профессионального развития педагога достигается путем тесной интеграции в работе методических служб как центра трансформации педагогических технологий с ее подразделениями (методическими объединениями, педагогическими мастерскими, проблемными группами) и тесным сотрудничеством с другими службами образовательных учреждений (учебной, воспитательной, психологической, социальной).
Главное - формирование единого методического пространства, способствующего росту профессионального мастерства.
В регионе создана и эффективно работает система методического сопровождения молодых специалистов. Составляющими этой системы являются: деятельность открытой школы методического мастерства «Начала» для молодых педагогов, деятельность клуба молодых специалистов системы СПО «Профессионал+», научно-методические семинары ученых и специалистов Центра ОСИ, отлаженная система наставничества в школах, региональный проект «Навстречу будущему», летняя и зимняя сессии региональной педагогической школы профсоюза, выездные семинары Всероссийской педагогической школы профсоюза в г. Москве, тренинг-лагерь в г. Сочи и Форум молодых педагогов Приволжского федерального округа «Таир» в республике Марий Эл, деятельность областного Совета и муниципальных Советов молодых педагогов, и , конечно же, подвижническая деятельность областного клуба «Учитель года». Результатом системной работы является ежегодные успешные выступления молодых педагогов Ульяновской области на всероссийском этапе конкурса «Педагогический дебют». Так в 2016 году сразу три ульяновских молодых педагога стали победителями конкурса. Ну а в общем неофициальном рейтинге по количеству победителей за все годы существования конкурса Ульяновская область занимает второе место (8 победителей), уступая только Санкт-Петербургу.
За последние годы в области сформирована система дистанционной поддержки педагогов, отлажена работа на всех её уровнях: техническом, организационно-педагогическом, научно-методическом. Совместная работа Центра обработки и мониторинга информации и Центра образования и системных инноваций обеспечивает проведение вебинаров, семинаров и круглых столов в формате видеоконференцсвязи, оперативных консультаций по актуальным проблемам образования, занятий курсов повышения квалификации. С августовского образовательного Форума-2015 апробирована модель методического всеобуча в формате единой методической недели. Участниками мероприятия и в прошлом году, и в этом стали более 6500 педагогов Ульяновской области; были продемонстрированы более 60 в прошлом году и более 90 в текущем мастер-классов и презентаций лучшего опыта лучших педагогов области. Эффективность и отлаженность системы регионального дистанционного обучения педагогов и школьников была положительно оценена ведущими российскими экспертами и лучшими педагогами 22 регионов России в дни проведения Первого Всероссийского Чемпионата региональных учительских команд в апреле 2016 года, когда участникам педагогического состязания предстояло провести урок в дистанционном режиме: учитель находился в Центре обработки и мониторинга информации, а дети и жюри - в базовом классе Лингвистической гимназии г. Ульяновска.
Помощь в дистанционной методической поддержке учителя играет Виртуальный методический кабинет Центра ОСИ, размещенный на сайте Центра. Учитель здесь может найти самые последние новинки методической литературы: программы, курсы, рекомендации, тесты; получить он-лайн-консультации по проблемным темам и вопросам, а главное - найти и скачать материалы со всех научно-педагогических мероприятий, организуемых сотрудниками Центра.
В области сложилась система сопровождения опережающего развития образования. Немаловажную роль в этом играет областная Программа развития инновационных процессов в системе образования. Это инновационная инфраструктура образования, в которую входят экспериментальные площадки и научно-методические центры, пилотные и базовые школы, творческие лаборатории, областные ресурсные центры и федеральные инновационные площадки. Многолетняя деятельность программы сформировала особое профессиональное сообщество - сообщество педагогов и руководителей, не только восприимчивых к инновациям, но и обладающих высокой инновационной культурой. Самый яркий тому пример - старт в 2015 году регионального проекта «Повышение уровня социального капитала образовательных организаций», который был разработан и реализовывался в содружестве с ведущими учеными Национального исследовательского университета – Высшей школы экономики (г. Москва). 104 базовые школы Ульяновской области провели анализ эффективности внутришкольного профессионального взаимодействия.
Самый высокий уровень социального капитала продемонстрировали так называемые РИП-овские школы, лидер рейтинга - средняя школа села Акшуат Барышского района - школа, которая в программе РИП (ПИЭР) с самого первого года её реализации.
Подключение Барышского района, СОШ №1
(директор СОШ с. Акшуат
Лапшова Валентина Александровна)
Вместе с тем необходимо пересмотреть систему площадок РИП. И мы должны честно себе признаться, что не каждая образовательная организация действительно является такой площадкой! И поэтому важно - провести мониторинг всех площадок, входящих в программу РИП, определить критерии эффективности!
Этот процесс должен иметь абсолютно понятный измеримый конечный результат – количество педагогов, поступивших в магистратуру (аспирантуру), защитивших диссертации; количество публикаций, коммерциализация методик и новых подходов и т.д.! А конечный результат должен «лечь» в оценку деятельности научного руководителя и директора образовательной организации
Проблема развития социального капитала образовательных организаций положена в основу разработки в 2016 году новой Концепции развития базовых образовательных организаций Ульяновской области.
В последние годы в области сложилась успешная практика привлечения педагогов, достигших значимых результатов и высокий уровней мастерства, в профессиональные региональные экспертные сообщества. В области эффективно работают разные профессиональные сообщества: творческие объединения и предметные ассоциации педагогов, школы передового опыта и методические объединения, клубы, советы, жюри и эксперты региональных конкурсов, педагогическая Палата, региональное учебно-методическое объединение (УМО). Только за текущий 2016 год созданы региональная ассоциация учителей области «Искусства», учителей истории и права, учителей родных языков и культуры народов, проживающих в Ульяновской области. Сетевое взаимодействие - это не только модный тренд, но, в первую очередь, необходимость и потребность сегодняшнего времени. Мы благодарны всем педагогам, которые ведут подвижническую профессиональную и социально-педагогическую деятельность.
Развитие системы образования, вынужденной реагировать на вызовы времени, возможно только при условии высокой компетентности педагогических работников. Одним из значимых механизмов обеспечения повышения компетентности выступает аттестация педагогических кадров. В Ульяновской области ежегодно аттестацию на первую и высшую квалификационные категории проходят около 3 тысяч педагогических работников.
Изменение процедуры подачи заявления на аттестацию в электронном виде сократило временные затраты педагогов. Вспомните, ещё год назад педагоги подавали заявление на аттестацию лично - это требовало неоднократных визитов в аттестационную комиссию. Сегодня сервисом подачи электронного заявления уже пользуются более 85% учителей.
Направление по снижению трудозатрат аттестуемых совершенствуется. В 2016 году можно будет не только использовать формат электронного заявления, но и электронного портфолио, используя возможности существующей в образовательных организациях системы электронного документооборота.
Использование интернет-ресурсов через создание на официальных сайтах персональных страничек педагогических работников позволяет сделать систему аттестации открытой: каждый может увидеть результаты работы своего коллеги, являющиеся основанием для присвоения ему той или иной квалификационной категории. Исключается плагиат, представление несуществующих результатов.
Существующие требования к ведению сайтов образовательных организаций позволяют привлечённым специалистам получить информацию о педагоге и результатах его деятельности из официального источника.
Создание на сайтах образовательных организаций персональных страничек педагогических работников даст возможность разместить результаты педагогической деятельности, а при подаче документов указать ссылку на сайт, где размещены все материалы. Совершенно очевидно, что в данном случае возрастает ответственность педагога за размещенные материалы.
Самый высокий уровень – персональный сайт. Такие практики в регионе есть (персональный сайт Малышевой Ирины Анатольевны (33 лицей), Борщ Елены Александровны (73 СОШ), Захаровой Светланы Владимировны (20 лицей), Кожевниковой Ольги Александровны (Новоульяновская СОШ №2), Плотининой Натальи Павловны (гимназия 79).
Будет продолжено формирование банка данных лучших региональных практик работы образовательных организаций по созданию условий для самореализации педагогов в межаттестационный период. В сентябре 2016 года проведём по данному направлению региональный педагогический совет.
Подключение г.Новоульяновска
Кожевникова Ольга Александровна
учитель начальных классов
(Новоульяновская СОШ №2)
Снижение бумажного документооборота в образовательных организациях – мы об этом говорим достаточно давно! Не только говорим – но и делаем!
Министерством образования и науки Российской Федерации предпринимаются конкретные шаги по дебюракротизации учебного процесса и сокращению бумажного документооборота.
В целях сокращения документооборота внесены изменения в структуру рабочей программы учебного предмета
В соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации к требованиям структуры рабочих программ учебных предметов внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего, среднего общего образования. Они направлены, в том числе на сокращение объема документооборота.
Мы все прекрасно помним, что ещё год назад рабочие программы учебных предметов должны были в обязательном порядке содержать 8 пунктов, поэтому их объем был соизмерим с объемом школьного учебника, да и время, затраченное учителем при подготовке такой программы было просто колоссальным.
С 2016 года Министерством принято решение о сокращении элементов рабочей программы до 3: основными элементами стали:
- планируемые предметные результаты
- содержание учебного предмета
+- календарно-тематическое планирование
В Ульяновской области реализуется проект автоматизированная информационная система «Сетевой Город. Образование».
В настоящее время мероприятия по внедрению данного «инструмента» управления образованием завершены, общеобразовательные организации региона подключены к данной системе, Министерством образования и науки Ульяновской области создана защищенная сеть передачи. В рамках апробации 10% школ уже в 2015-2016 учебном году вели только электронный журнал. Опрос школ и учителей, участвующих в апробации, по проблеме излишнего администрирования показали положительный эффект.
для учителя: электронный журнал, а значит, автоматическое формирование всех видов отчётности по качеству образования и успеваемости обучающихся, посещаемости обучающихся, рейтингование обучающихся, а также возможность делать социально-педагогическую характеристику класса;
для родителей и обучающихся: электронные дневники, а значит, мобильный и индивидуальный доступ к достижениям обучающегося; открытые площадки, интерактивные консультации с педагогическими работниками через организацию форумов и видеоконференций;
для администрации школы и органов управления образованием: открытая и эффективная платформа получения своевременной, качественной и достоверной информации без формирования дополнительных запросов, а именно: автоматическое формирование всех видов статистической отчётности; мониторинг качества, успеваемости и степени обучения учащихся в классе, школе, муниципальном образовании; рейтинг педагогических работников по качеству образования.
Сегодня мы запускаем новые проекты. Сотрудниками центра обработки информации и мониторинга в образовании Ульяновской области разработан проект регламента по взаимодействию участников образовательных отношений в рамках введения в опытную эксплуатацию АИС «Среднее профессиональное образование», АИС «Дополнительное образование», АИС «Общее образование», в которых, подчеркну, предусмотрены формы отчётности, не требующие дополнительных запросов и формирующиеся автоматически.
Минобрнауки подготовлен законопроект, содержащий пункт, согласно которому органам государственной власти, субъектам РФ и органам местного самоуправления запрещается запрашивать от образовательных организаций информацию и документы, размещённые на официальном сайте, а также предоставление данных, подлежащих официальному мониторингу.
Новый законопроект даст возможность оптимизировать и привести в систему подобную отчётность. При этом уменьшится административная нагрузка на школы. Общественное обсуждение нового документа продолжится до начала следующего месяца – примите самое активное участие в его обсуждении.
Как мы видим, путь решения проблемы снижения бумажного документооборота напрямую связан с сайтами образовательных организаций. Об этом нам говорит федеральный центр, к этому выводу пришла и наша исследовательская группа. Но одного сайта недостаточно. Необходимо наладить его регулярное информационное наполнение, в том числе и в разделы с официальной информацией. Как показывают результаты наших мониторингов, только 18% общеобразовательных организаций осуществляют качественное ведение сайта. У оставшихся 82% информация либо давно не обновлялась, либо отдельные позиции отсутствуют вовсе. И это обстоятельство является тем сдерживающим фактором, который препятствует созданию единой аналитико-информационной среды в регионе среди образовательных организаций. Вывод очевиден: пока информация на сайтах не будет своевременно и качественно обновляться, процесс снижения документооборота будет тормозиться. Коллеги, всё в ваших руках. В большинстве школ сайты сопровождаются учителями информатики в рамках дополнительной нагрузки, в отдельных школах эту функцию выполняют даже старшеклассники. Но у нас есть и положительный опыт. Крупные школы ввели ставки системных администраторов или заместителей директора по ИКТ. Системный администратор – это фрилансер, который может работать удалённо, при этом качество его услуг от этого не страдает.
Дорогие коллеги! Мы уже многое сделали, но впереди нас ждут амбициозные планы. Я уверена, что нам они по плечу.
Но главное состоит в том, что, когда учитель добросовестно и творчески относится к своему делу, осваивает передовой опыт, новые идеи, находится в непрерывном поиске, он будет не только добиваться успехов в обучении и воспитании, но и совершенствоваться сам, продвигаясь от одной ступени к другой в своем профессиональном росте.