Государственный контроль (надзор) в сфере образования
В рамках переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя:
федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования (далее – ФГКН) в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, зарегистрированных по месту нахождения (индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных по месту жительства) на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования (далее – ГКН).
Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере образования
В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предметом ФГКН является:
соблюдение обязательных требований, установленных законодательством об образовании, в том числе лицензионных требований к образовательной деятельности и требований, установленных федеральными государственными образовательными стандартами, и требований к выполнению аккредитационных показателей;
соблюдение требований по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг;
исполнение решений, принимаемых по результатам контрольных (надзорных) мероприятий.
К отношениям, связанным с осуществлением ФГКН, применяются положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в соответствии с которым установлен приоритет на проведение профилактических мероприятий по отношению к проведению контрольных (надзорных) мероприятий.
Порядок организации и осуществления ФГКН регулируется Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в сфере образования, утвержденным постановлением Правительства РФ о 25.06.2021 № 997 (далее – Положение).
Положением определены виды профилактических мероприятий, которые будут проводиться в рамках ФГКН. К ним относятся:
б) обобщение правоприменительной практики;
в) объявление предостережения;
Проверки контролируемых лиц в рамках ФГКН проводятся на основе управления рисками причинения вреда (ущерба).
В соответствии с Положением определено, что все контролируемые лица должны быть отнесены к высокой, средней или низкой категории риска. Категорирование объектов ФГКН осуществляется ежегодно в соответствии с утвержденными критериями.
Периодичность плановых проверок контролируемых лиц определяется исходя из категории риска:
для категории высокого риска – один раз в 3 года;
для категории среднего риска – один раз в 4 года;
в отношении объектов контроля, отнесенных к категории низкого риска, плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.
Государственный контроль (надзор) за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования
При осуществлении ГКН за реализацией органами местного самоуправления полномочий в сфере образования применяются нормы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Порядок организации и осуществления ГКН определяется Административным регламентом осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, федерального государственного надзора в сфере образования, утвержденным приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30.06.2020
№ 710.
Плановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся на основании ежегодного плана проведения проверок, сформированного и согласованного прокуратурой Ульяновской области.
Проведение плановых проверок предусмотрено не чаще одного раза в два года.
Основания для проведения внеплановых проверок:
по согласованию с органами прокуратуры:
наличие обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан (решений о проведении проверки может быть принято);
без согласования с органами прокуратуры:
поручения Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации;
требование Генерального прокурора Российской Федерации, прокурора субъекта Российской Федерации о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям,
контроль за исполнением ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений.