Дата проведения: 20 августа 2021 года
Время проведения: 09.30 – 12.30
Место проведения: пространство коллективной работы и творчества «Точка кипения – Ульяновск», г. Ульяновск, ул. Минаева, 11
Модератор: Белова Татьяна Анатольевна, референт департамента профессионального образования и науки Министерства просвещения и воспитания Ульяновской области
В ходе стратегической сессии были рассмотрены вопросы развития профессионального воспитания и социализации студентов профессиональных образовательных организаций.
Воспитание в техникумах/колледжах принципиально другое. Мы воспитываем уже не как в школе, нацеливая на получение дополнительных надпрофессиональных навыков. По каждой профессии и специальности программа должна быть единоличная.
Нет шаблонов воспитания. Есть среда, условия, которые мы должны создать нашим студентам внутри образовательной организации, на учебных занятиях и вне учебного процесса. Условия, которые позволят не просто сформировать профессиональные компетенции, но и иметь такие компетенции, которые важны нашим работодате6лям, обществу и семье.
Мы воспитываем Гражданина, Семьянина, Патриота, Профессионала.
В рамках открытия стратегической сессии перед руководителями профессиональных образовательных организаций Ульяновской области выступила директор Регионального института кадровой политики и непрерывного профессионального образования Иркутской области, доктор педагогических наук, доцент, Кондратьева Ольга Геннадьевна, которая акцентировала внимание участников на необходимость в переформатировании воспитательной работе.
На предыдущей встрече с руководителями профессиональных образовательных организаций рассматривались вопросы модернизации учебно-производственной базы (приобретение современного оборудования, ремонт помещений мастерских). За последние пять – десять лет сделано не мало.
Созданы мастерские в Кузоватовском технологическом техникуме, Ульяновском техникуме отраслевых технологий и дизайна, построен лучший межрегиональный центр компетенций. В этом году создаются мастерские в Ульяновском техникуме питания и торговли, ещё дополнительно создаются в Кузоватовском технологическом техникуме и Ульяновском авиационном колледже.
Открывается центр опережающей профессиональной подготовки, который в регионе должен стать точкой притяжения профориентации детей, консультирования взрослых, обучения слушателей.
В 2022 – 2024 годах данное направление не останавливается, а продолжает с нарастающим темпом двигаться вперёд.
По итогам конкурсного отбора Ульяновской области из федерального бюджета будет предоставлена субсидия на создание 33 мастерских в период с 2022 по 2024 год:
- в 2022 году будет предоставлена субсидия в объеме 60 343 224,9 рублей на создание 12 мастерских;
- в 2023 году будет предоставлена субсидия в объеме 57 483 966,3 рублей на создание 13 мастерских;
- в 2024 году будет предоставлена субсидия в объеме 41 069 190,8 рублей на создание 8 мастерских.
В пятый раз Ульяновская область становится победителем конкурсного отбора на создание в субъектах Российской Федерации базовых профессиональных образовательных организаций, обеспечивающих поддержку функционирования региональных систем инклюзивного среднего профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации «Доступная среда».
В 2023 году благодаря победе в указанном отборе Ульяновской области будут выделены субсидии из федерального бюджета в размере 13,4 млн.руб.,
В 2024 году – субсидии из федерального бюджета в размере 20,8 млн. рублей, что позволит произвести оснащение материально-технической базы БПОО специальным оборудованием для осуществления образовательной деятельности для инвалидов по программам среднего профессионального образования и профессионального обучения с применением дистанционных образовательных технологий.
А теперь назрела необходимость задуматься об условиях воспитания.
В сентябре 2020 года Президент России В.В.Путин дал поручение о поддержке школьных классных руководителей. Поддержка составляет 5 тысяч рублей. Наш регион стал одним из пяти, в котором из регионального бюджета с 1.01.2021 начали выплачиваться региональные денежные выплаты в размере
5 тысяч рублей классным руководителям техникумов/колледжей. И уже с сентября 2021 года классные руководители и кураторы техникумов/колледжей будут получать ещё и денежное вознаграждение из федерального бюджета.
Следовательно, классные руководители профессиональных образовательных организаций Ульяновской области будут ежемесячно получать по
10 тысяч рублей за воспитательную работу со студентами.
Это одна из достойных мер поддержки тех сотрудников, которые работают на передовой воспитательной системы. Тех, кто видят проблемные моменты в студентах, в детско-родительских отношениях.
В настоящее время происходит перезагрузка воспитательных систем на различных уровнях образования.
В профессиональных образовательных организациях на сегодняшний момент реализуется множество проектов, позволяющих сформировать у студентов личностные качества.
На примере Ульяновского авиационного колледжа – Межрегиональтного центра компетенций в ходе стратегической сессии рассмотрен опыт по созданию условий формирования личностных результатов будущих специалистов в воспитательном пространстве колледжа. В колледже реализуются такие проекты как:
СТУДЕНЧЕСКИЙ МЕДИАЦЕНТР «MOLMEDIA»
ВОЕННО-СПОРТИВНЫЙ ОТРЯД «ЗВЕЗДА»
СТУДЕНЧЕСКИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КЛУБ «СТЭКО»
СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ "ВРЕМЯ ПЕРВЫХ"
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ КОМИССИЯ "РУКА ПОМОЩИ"
ЦЕНТР ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА «ДОБРОЦЕНТР»
Все вышеуказанные клубы отражают направления воспитательной работы и замыкаются на общественном объединении «Седьмое небо».
В рамках работы формируется самостоятельность, работа в команде, навыки взаимодействия с внешними структурами.
На примере Димитровградского технического колледжа рассмотрена роль кадетской подготовки в воспитании будущего профессионала в условиях Казачьего кадетского корпуса
В структуре колледжа с 2003 года функционирует казачий кадетский корпус. Формирование дисциплины, уважения к традициям, чувства сохранения исторических ценностей, культуры общения позволяет в модели будущего специалиста получить готовые универсальные навыки профессионала высокого уровня. Выпускники данного учебного заведения – это граждане, понимающие не просто значение слово «патриотизм», а его применение.
На примере Ульяновского колледжа градостроительства и права в ходе сессии обсудили проекты об образовательной среде колледжа как средства патриотического воспитания студентов»
В 2021 году создан проект – командно-штабная тактическая игра «Полководцы», который позволяет формировать нестандартное мышление, находить выход и пути из нестандартных ситуаций, что необходимо в современных условиях на предприятиях и в организациях работодателей.
Ведь именно такие необходимы в настоящих реалиях быстроменяющихся экономических условий.
Наряду с подготовкой железнодорожников и специалистов жилищно-коммунального хозяйства студенты Ульяновского техникума железнодорожного транспорта активно реализуют экологические проекты, связывая их с будущей профессией. В структуре техникума создан экологический клуб как условие формирования основ рационального потребления и экологического сознания будущего специалиста.
Студенческое самоуправление как фактор профессионального становления студентов рассмотрен на примере Ульяновского техникума питания и торговли.
Управляющие коллективом качества, управляющие собой, своим временем, распределением полномочий формируются в работе студенческого самоуправления техникума. С 2021 года студенты самоуправления получают заработную плату за выполнение определённых функций, тем самым формируется понимание договорных отношений.
Студенческий проект «Ступени» позволяет вырастить победителей. Студентов, стремящихся к победе. В сессии приняла участие призёр национальной премии «Студент года 2020» - Приказчикова Полина – выпускница 2021 года Ульяновского техникума питания и торговли. Воля к победе позволила на второй год вырваться вперёд.
Карсунский медицинский техникум демонстрирует высокие результаты в добровольческом движении и использует его как инструмент формирования личностных качеств будущего специалиста
Общественное молодёжное движение Волонтёры медики - это практически профессиональное сообщество, но студенты данного техникума в волонтёрской деятельности задолго до формирования данного движения.
Студенты и в патриотическом волонтёрстве и в событийном.
Помощь – это главное качества медика. Именно оно формируется в участии студентов в движении волонтёрском.
На примере Большенагаткинского техникума технологии и сервиса были рассмотрены проблемные вопросы – это вопросы развития правовой культуры, недопустимости правонарушений и негативных проявлений. Добровольная молодёжная дружина как средство формирования правосознания у студентов техникума.
В целях повышения уровня правовой культуры, активности и заинтересованности студенческой молодежи в 2008 году в техникуме была создана добровольная молодежная (студенческая) дружина «Каспер», в состав которой входят обучающиеся, преподаватели и мастера производственного обучения техникума. Члены дружины участвуют в рейдах по охране общественного порядка, совместно с сотрудниками полиции на дискотеках, проводимых в техникуме и общежитии техникума. У каждого члена дружины имеется соответствующее удостоверение. Педагогический коллектив осуществляет дежурство на всех внутритехникумовских мероприятиях, проводятся рейды по точкам продаж алкогольной продукции.
Участников добровольных молодёжных дружин характеризуют наличие высоких жизненных устремлений, уважение к закону, устойчивый интерес к практическому участию в вопросах охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Высокая коммуникабельность студентов-дружинников позволяет им быстро налаживать контакт с различными социальными и возрастными группами
Опыт других субъектов РФ показывает, что создаются молодёжные центры, клубы в системе среднего профессионального образования. В рамках стратегической сессии поделилась опытом с участниками начальник отдела по связям с общественностью молодёжного центра среднего профессионального образования Регионального центра развития профессиональных компетенций Томской области Штейнингер Алин Юрьевна.
В профессиональных образовательных организациях на территории региона утверждена единая региональная модель профессионального воспитания и социализации студентов. Образовательные организации формируют личностные результаты будущего специалиста, утвержденные на федеральном уровне, на региональном уровне.
Единой моделью региональной системы профессионального воспитания и социализации студентов и слушателей определены десять портфелей проектов: профессионально-ориентирующее направление (развитие карьеры) профессионального воспитания; гражданско-патриотическое направление профессионального воспитания; спортивное и здоровьесберегающеенаправление профессионального воспитания; экологическое направление профессионального воспитания; студенческое самоуправление в профессиональном воспитании; культурно-творческое направление профессионального воспитания; бизнес-ориентирующее направление (молодёжное предпринимательство) профессионального воспитания; профилактическое направление профессионального воспитания; «Поверь в себя», направление социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; направление преодоления трудностей социальной адаптации обучающихся.
Реализация проектов программы профессионального воспитания в ПОО и регионе в целом позволит реализовать движение в профессиональной деятельности студентов и слушателей, как в горизонтальном, так и вертикальном направлении.
Новая система профессионального воспитания студентов и слушателей станет процессами формирования здорового образа жизни и культуры здоровья, воспитания гармонично-развитой личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, формирования у них экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности.
Участники стратегической сессии были нацелены воспитание специалистов, которых мы готовим для отраслей экономики. Следовательно, какими личностными качествами они должны обладать, нам необходимо обсудить с работодателями. Руководители техникумов/колледжей должны в ближайшее время рассмотреть перечень личностных результатов с работодателями по каждой профессии и специальности. Календарный план должен формироваться в соответствии с результатами обсуждения воспитательных событий и проектов с работодателями и студенческим самоуправлением.
Мы перезагружаем систему воспитания. Следовательно, инфраструктура профессионального воспитания должна модернизироваться. Одним из приоритетных направлений программы развития профессиональных образовательных организаций должно стать обогащение и современность воспитательного пространства.
По итогам стратегической сессии были обозначены следующие проблемные вопросы.
Отсутствуют условия для занятий во внеурочное время досуговой деятельностью (нет домов молодёжи, условий для создания студенческих клубов по направлениям, отсутствуют музыкальные студии, творческие залы, танцполы и т.п.). Большое внимание уделяется дополнительному образованию детей, а занятостью студенческой молодёжи, в частности молодёжи среднего профессионального образования, во внеурочное время заинтересованы не многие. Данный аспект напрямую влияет на качественную подготовку будущего специалиста, в рамках внеурочной деятельности должны формироваться дополнительные уникальные компетенций (саморазвитие, самообразование, патриотизм, доброта, ценности и т.п.).
Недостаточные условия для занятий физической культурой и спортом. Большинство спортивных залов в состоянии, приближенном к аварийному. Например, в Ульяновской области в 34 профессиональных образовательных организациях имеются 46 спортивных залов, из которых требуют капитального ремонта 8 спортивных залов. Однако, остальные также требуют основательного ремонта (необходима замена окон, ремонт крыш, замена спортивного инвентаря и оборудования). В структуре профессиональных образовательных организаций отсутствуют такие объекты как бассейны, ледовые дворцы, лыжные базы, тренажёные залы, залы для фитнеса и т.п. Все вышеперечисленные объекты имеются на территории субъектов Российской Федерации, но они переполнены и в большинстве случаев имеют регламентированный и платный доступ.
Будущие профессионалы в первую очередь должны находиться в среде, которая способствует формированию здорового образа жизни. Профессионал своего дала должен быть здоровым, спортивным и выносливым.
Та спортивная инфраструктура, которая имеется в региональном среднем профессиональном образовании, не отвечает потребности молодёжи и охватывает во внеурочное время только 30% всех студентов профессиональных образовательных организаций, что является недостаточным показателем.
Условия проживания являются основой для построения будущей самостоятельной жизни выпускника, и они в настоящее время в студенческих общежитиях не отвечают современным требованиям. Студент, проживающий в общежитии, должен иметь комфортные условия для реализации самостоятельности. В системе среднего профессионального образования региона из 34 профессиональных образовательных организаций имеют в своей структуре общежития 20 организаций. И это не обеспечивает закрытие всей потребности в местах для проживания в студенческих общежитиях.
В 15 общежитиях требуется капитальный ремонт, в 17 – замена окон, в 16 – замена мебели, в 13 оборудование дополнительных помещений для спорта, выполнения домашних заданий, медиатеки и т.п.
Профессиональные образовательные организации не справятся с вышеизложенными задачами в одиночку, регионы оказывают материальную поддержку. Но и регионы одни с данной задачей не справятся.
Участники стратегической сессии приняли решение о том, что необходимо обратиться профессиональному сообществу среднего профессионального образования за федеральной поддержкой.
Предложено следующее.
В федеральный проект внести ряд мероприятий, которые будут направлены на формирование социокультурной среды, сопровождающей подготовку квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена:
- конкурсные отборы на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на создание в профессиональных образовательных организациях условий для занятия физической культурой и спортом. Ввести отдельные номинации «Замена окон», «Совершенствование инфраструктуры», «Строительство и капитальный ремонт спортивных залов» и т.п.;
- конкурсные отборы на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на создание в профессиональных образовательных организациях условий для внеурочной занятости. Ввести отдельные номинации «Перепрофилирование кабинетов и залов», «Воспитательная инфраструктура» и т.п.;
- конкурсные отборы на предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на создание в профессиональных образовательных организациях условий для проживания иногородних студентов. Ввести отдельные номинации «Окна общежитий», «Обновление мебели», «Строительство студенческих общежитий» и т.п.
На федеральном уровне существуют конкурсы грантовой поддержки физических лиц и отдельно образовательных организаций высшего образования.
У Росмолодёжи должен появиться отдельный конкурс для профессиональных образовательных организаций с предоставлением на конкурсной основе субсидий регионам.