Об основных итогах государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования Ульяновской области в 2018 году
ГИА выпускников 9(10) и 11(12) классов является одним из элементов формирования региональной системы оценки качества образования.
Основной целью проведения ГИА является определение соответствия результатов освоения обучающимися основных образовательных программ требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
2018 год стал годом дальнейшего совершенствования Порядка организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Ульяновской области:
- все ППЭ ЕГЭ досрочного и основного периода (кроме ППЭ на дому) (2017 год- 2 ППЭ досрочного периода) перешли на технологию печати экзаменационных материалов в аудиториях пунктов проведения экзаменов непосредственно перед участниками экзаменов и сканирования экзаменационных работ в штабе ППЭ;
-в 2018 году выдача экзаменационных материалов для проведения ЕГЭ в ППЭ, организованных на базе общеобразовательных организаций, во все муниципальные образования (кроме г. Ульяновска) осуществлялась сразу на несколько дней проведения экзаменов по утвержденному графику, экзаменационные материалы хранились в местах временного хранения на территории муниципального образования, в ППЭ доставлялись в день проведения экзаменов;
- обеспечивая принцип открытости процедур проведения ЕГЭ, проведена работа по совершенствованию регионального института общественного наблюдения;
- в 2018 году на территории Ульяновской области были созданы 3 ситуационных центра для онлайн-наблюдения: на базе Областного государственного автономного учреждения «Институт развития образования», ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова» и ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет»;
- в 2018 году продолжена работа по усовершенствованию механизма проведения контрольно-надзорных мероприятий, когда контроль исполнения установленного порядка проведения государственной итоговой аттестации обеспечивается не только департаментом по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области, но и федеральным экспертом и федеральными общественными наблюдателями, аккредитованными Рособрнадзором из числа студентов Ульяновских вузов.
Раздел 1. Об итогах формирования и реализации организационно-территориальной схемы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Ульяновской области в 2018 году
В целях обеспечения условий для проведения ГИА в соответствии с установленным Порядком была сформирована организационно-территориальная схема проведения ГИА (далее – ОТС).
Системность реализации ОТС на территории Ульяновской области традиционно обеспечивается выполнением Комплексного плана-графика подготовки и проведенияГИА («Дорожная карта»), утверждаемого ежегодно распоряжением Министерства образования и науки Ульяновской области (далее – Дорожная карта).
Координация деятельности по организации и проведению ГИА в 2018 году в соответствии с утверждённой ОТС обеспечивалась Государственной экзаменационной комиссией Ульяновской области (далее – ГЭК), действующей на основании Положения, утверждённого распоряжением Министерства образования и науки Ульяновской области от 09.01.2018 № 14-р.
Для справки: полномочия ГЭК обеспечиваются 296 членами, включая президиум ГЭК по оперативному принятию решений. Персональный состав ГЭК представлен 250 работниками общеобразовательных учреждений, что составляет 84,5% от их общего числа, 11 работниками профессиональных образовательных организаций, 15 работниками органов управления образованием регионального и муниципального уровней.. По решению президиума ГЭК было определено 277 членов (уполномоченных представителей) ГЭК, наделённых правом получения и доставки экзаменационных материалов в ППЭ и РЦОИ, исполнения контроля за соблюдением установленного Порядка проведения ГИА в ППЭ. В состав данной категории членов (уполномоченных представителей) ГЭК вошло 2 директора, 31 заместитель директора общеобразовательных организаций; 238 учителей-предметников общеобразовательных организаций и преподавателей профессиональных образовательных организаций; 5 социальных педагогов, 1 педагог дополнительного образования.
Сформированная и реализуемая ОТС позволила мероприятия, предусмотренные Дорожной картой по организационному и организационно-технологическому, нормативно-правовому и инструктивному, информационно-техническому и финансовому сопровождению ГИА, обеспечению информационной, методической и психологической поддержки ГИА, выполнить в полном объёме.
В период формирования ОТС были определены и начали своё функционирование:
-новый официальный региональный сайт поддержки ГИА – www.iro73.ru, на котором в период подготовки и проведения ГИА с 01.01.2018 по 01.10.2018 было зарегистрировано около 50 тысяч (49414) посещений;
- телефон оперативной горячей линии по вопросам ГИА - 8 (8422) 21-42-57, на которую только в период с 10.05.2018 по 01.10.2018 поступило 1193 обращений, оперативность подготовки ответа составляла от 1 до 5 минут);
В подготовительный период были сформированы:
- предметные комиссии (далее – ПК) в составе 566 экспертов, прошедших специализированное обучение: председатели и заместители ПК – на базе Федерального института педагогических измерений; эксперты – на базе ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», ОГАУ «Институт развития образования».
- конфликтная комиссия (далее – КК) по разрешению спорных вопросов и рассмотрению апелляций участников ГИА (49 чел.)
Для справки: деятельность КК регламентируется Положением, утверждённым распоряжением Министерства образования и науки Ульяновской области от 25.12.2017 № 2453-р.
Основополагающей целью КК является обеспечение соблюдения единых требований и разрешения спорных вопросов при проведении ГИА, оценке экзаменационных работ участников ГИА и защиты их прав в рамках рассмотрения апелляций.
В период проведения ГИА в 2018 году в КК Ульяновской области поступило 405 апелляции (2,5% от общего числа участников ГИА 2018 года): в том числе 5 апелляций о нарушении установленного порядка проведения ГИА , 400 апелляций о несогласии с выставленными баллами.
Было проведено 36 заседаний КК, в том числе 1 заседание по рассмотрению апелляций о нарушении установленного порядка проведения ГИА, 35 заседаний по рассмотрению апелляций о несогласии с выставленными баллами.
По итогам рассмотрения апелляций о нарушении установленного порядка проведения ГИА все 5 апелляций были удовлетворены (технический сбой аппаратуры), результаты экзамена апеллянтов по английскому языку (раздел «Говорение») от 09.06.2018 аннулированы, участники были допущены к сдаче экзамена в резервные сроки.
По итогам рассмотрения апелляций о несогласии с выставленными баллами 162 апелляции были удовлетворены (40,5% от общего числа апелляций о несогласии с выставленными баллами) и 238 апелляций (59,5%) отклонены: Из 162 удовлетворённых апелляций о несогласии с выставленными баллами в 94 имели место ошибки экспертов при оценивании развёрнутых ответов участников ГИА, в 68 - технические ошибки, что свидетельствует о недостаточном уровне подготовки отдельных экспертов и верификаторов.
В 2017-2018 учебном году была продолжена работа по совершенствованию механизма информирования всех категорий граждан о порядке проведения ГИА с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
По состоянию на 01.09.2018 года было организовано и проведено:
- 86 вебинаров (в 2015 году было -67, в 2016 – 72, в 2017 -75), в числе которых:
- 11 видеоконференций для руководителей органов управления образованием и образовательных учреждений;
- 46 вебинаров для учителей-предметников, школьных психологов, классных руководителей 9, 11 (12) классов, организаторов экзаменов, экспертов развёрнутых ответов участников ГИА; руководителей, организаторов, технических специалистов ППЭ, членов (уполномоченных представителей) ГЭК;
- 2 областных родительских онлайн-собрания родителей выпускников 9, 11 (12) классов;
- 17 онлайн-консультаций для выпускников 11 (12) классов учёными вузов области по вопросу участия в итоговом сочинении (изложении), в ЕГЭ по математике с выбором уровня экзаменационных заданий (базовый, профильный), в ЕГЭ по иностранным языкам, изменений порядка проведения ГИА и содержания экзаменационных заданий по учебным предметам;
- 10 веб-тренингов для классных руководителей и выпускников 9, 11 (12) классов по вопросам психологической подготовки к ГИА с привлечением специалистов областного Центра медико-психолого-педагогической помощи «Росток».
Одной из важных составляющих ОТС является сеть ППЭ.
Форма проведения ГИА |
Кол-во ППЭ |
|||
2017 год |
2018год |
|||
|
Всего |
На дому |
Всего |
На дому |
ОГЭ |
53 |
0 |
65 |
10 |
ЕГЭ |
53 |
5 |
55 |
9 |
ГВЭ-9 |
68 |
23 |
77 |
39 |
ГВЭ-11 |
29 |
7 |
18 |
1 |
ВСЕГО: |
203 |
35 |
215 |
59 |
Таким образом, в 2018 году прослеживается тенденция увеличении количества ППЭ, организованных на дому для участников, требующих особых условий проведения ГИА
Таким образом, в 2018 году для проведения ГИА было создано 215 ППЭ, 27,4% которых были организованы на дому. Данный показатель превышает соответствующий показатель 2017 года на 10,2% .
В рамках проведения работ по созданию необходимых в соответствии с утверждёнными требованиями условий для проведения ЕГЭ было подготовлено 55 ППЭ.При этом 100% аудиторий ППЭ были оснащены оборудованием, позволяющим обеспечить видеозапись и трансляцию экзаменов в режиме реального времении в режиме офлайн-трансляции.
Региональная база участников ГИА 2018 года была представлена 16527 участниками, 3% от которых составляют участники ГВЭ.
В целях принятия управленческих решений, связанных с продолжением образования выпускниками общеобразовательных организаций, был проведён мониторинг образовательных интересов выпускников 11 (12) классов и подготовлен рейтинг учебных предметов, выбираемых для прохождения ГИА.
При этом распределение образовательных интересов выпускников 11 классов уже несколько лет подряд остается неизменным: первое рейтинговое место в таблице выбора выпускниками 11 классов учебных предметов занимает обществознание (его сдают 61,3% участников ЕГЭ), далее следуют физика и биология, для сдачи, которых в региональной базе участников ГИА заявился почти каждый третий выпускник средней школы)
Одной из составляющей ОТС явилась деятельность по обеспечению контроля за организацией и проведением ЕГЭ, включая создание системы общественного контроля с использованием информационных ресурсов сайтаsmotriege.ru.
В 2018 году была реализована пятиступенчатая система контроля исполнения установленного Порядка проведения ГИА в ППЭ:
- членами (уполномоченными представителями)ГЭК,
- аккредитованными общественными наблюдателями,
- специалистами департамента по надзору и контролю в сфере образования Ульяновской области,
- онлайн-наблюдателями, имевшими право постановки «метки» в случае выявления нарушения с использованием сайта smotriege.ru;
- федеральным инспектором.
18 января на территории Ульяновской области стартовала кампания по формированию регионального института общественных наблюдателей, включающего в себя 427 аккредитованных общественных наблюдателей, 78 онлайн-наблюдателей, в установленном порядке получивших доступ к сайту smotriege.ru. , имеющие право ставить метки в случае выявления нарушения Порядка проведения ГИА в аудиториях ППЭ во время экзамена,17 студентов ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», аккредитованных с присутствием в ППЭ.
100% общественных наблюдателей 2018 года прошли соответствующее очно-заочное обучение на базе областного государственного автономного учреждения «Институт развития образования», 61,7% (288 чел.) - дистанционно с использованием информационных ресурсов сайта egebook.ru, 7,9% (37 чел.) – с использованием ресурса НОУ УЦ «Сетевая академия».
Для справки: результативность работы органов управления образованием по формированию системы общественного контроля за исполнением Порядка проведения ГИА в ППЭ представлена в таблице:
№ п/п |
Наименование муниципального образования |
Кол-во граждан, запланирован-ных для представления на аккредитацию в качестве общественного наблюдателя |
Кол-во аккредито-ванных обществен-ных наблюдателей |
1. |
Димитровград |
50 |
51 |
2. |
Ульяновск |
100 |
111 |
3. |
Барышский |
15 |
15 |
4. |
Вешкаймский |
10 |
13 |
5. |
Инзенский |
15 |
15 |
6. |
Карсунский |
10 |
15 |
7. |
Кузоватовский |
12 |
12 |
8. |
Майнский |
10 |
12 |
9. |
Мелекесский |
10 |
14 |
10. |
Николаевский |
10 |
10 |
11. |
Новомалыклинский |
10 |
11 |
12. |
Новоспасский |
12 |
12 |
13. |
Павловский |
10 |
13 |
14. |
Радищеский |
10 |
11 |
15. |
Сенгилеевский |
12 |
12 |
16. |
Старокулаткинский |
10 |
10 |
17. |
Старомайнский |
12 |
14 |
18. |
Сурский |
10 |
11 |
19. |
Тереньгульский |
10 |
10 |
20. |
Ульяновский |
15 |
17 |
21. |
Цильнинский |
12 |
12 |
22. |
Чердаклинский |
15 |
20 |
23. |
Базарносызганский |
8 |
8 |
24. |
Новоульяновск |
12 |
12 |
|
ВСЕГО: |
400 |
427 |
!!!Анализ работы института общественных наблюдателей выявил его не достаточную активность, так из 427 аккредитованных общественных наблюдателей, только 70% из них осуществляли общественный контроль на ППЭ.
Раздел 2. Об основных итогах организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования
Итоги организации и проведения основного этапа ГИА являются показателем эффективности региональной системы общего образования и результативности образовательной деятельности общеобразовательных организаций.
Анализ результатов ЕГЭ по обязательным учебным предметам (русский язык и математика) показал, что:
- уменьшилось число участников, не справившихся с экзаменационными заданиями по русскому языку с 0,36% до 0,2% (общероссийский показатель составляет 0,4%) при одновременном повышении среднего балла с 70, 13 до 71, 09;
- по математике базового уровнясредняя отметка с 4,40 понизилась до 4,34, однако остается выше, чем по РФ (она 4,29);
- вместе с тем, значительно уменьшилось число участников, не справившихся с экзаменационными заданиями по математике профильного уровня с 17,1% до 9,8%, и как следствие повышение среднего балла с 45,18 до 47,25 (средний балл по РФ составил- 49,8).
Анализ результатов участников ЕГЭ по предметам по выбору показал, что в 2018 году значительно улучшились результаты по географии (число участников, не преодолевших минимальную границу в 37 баллов, по сравнению с прошлым годом снизилось на 5,4%). Заметно повысился уровень подготовки большинства участников (средний балл составил 56,54 (по РФ- 56,5), в 2017 году – 51,84), хотя по прежнему наиболее сложными для них остаются задания на объяснение географических связей и закономерностей.
Участники ЕГЭ – 2018, сдававшие экзамены по химии, истории и информатике и ИКТ, продемонстрировали результаты сопоставимые с прошлогодними. Высокие результаты в диапазоне 61-100 тестовых баллов показали более трети участников экзамена по истории, 5 участников набрали на ЕГЭ по 100 баллов. ЕГЭ по химии сдавали 741 участник, что на 98 больше, чем в 2017 году, 5 участников набрали по 100 баллов. Это свидетельствует о постепенном повышении интереса выпускников к получению профессий, связанных с естественнонаучными знаниями. Число сдававших информатику выросло на 25%, это и неудивительно, ведь актуальность специальностей и профессий, связанных со знанием высоких технологий и программирования, продолжает расти. Средний балл по информатике в 2018 году чуть ниже показателя прошлого года, вместе с тем более 7% участников ЕГЭ по информатике показали результаты в диапазоне 81-100 баллов.
Количество не преодолевших минимальный порог по литературе увеличилось в 2018 году по сравнению с 2017 почти в 4 раза, по физике и обществознанию почти в 2 раза, по биологии на 2,9%, с одновременным понижением показателя среднего тестового балла: по обществознанию (на 3,68), по физике (на 1,72), по биологии (на 2,03).
Результаты ЕГЭ по иностранным языкам остаются стабильными.
Для справки:
Учебный предмет | Справились с заданиями | Не справились с заданиями |
Средний
балл |
Кол-во
100-бальников
(чел.) |
||||
2017г. | 2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | 2018г. | 2017г. | 2018г. | |
Химия | 80,70 | 79,9 | 19,30 | 20,1 | 50,94 | 52,54 | 1 | 5 |
География | 84,20 | 89,6 | 15,80 | 10,4 | 51,84 | 56,54 | 0 | 0 |
Литература | 98,40 | 93,9 | 1,60 | 6,1 | 59,39 | 59,64 | 3 | 0 |
Физика | 96,08 | 93,2 | 3,92 | 6,8 | 52,10 | 50,38 | 1 | 0 |
История | 90,81 | 90,80 | 9,19 | 9,2 | 50,85 | 53,21 | 3 | 5 |
Обществознание | 91,77 | 82,6 | 8,23 | 17,4 | 59,25 | 55,57 | 4 | 4 |
Информатика и
ИКТ |
89,60 | 88,8 | 10,4 | 11,2 | 57,25 | 56,41 | 2 | 0 |
Биология | 82,80 | 79,3 | 17,80 | 20,7 | 51,41 | 49,38 | 0 | 0 |
Анализ результатов ЕГЭ по обязательным предметам положен в основу определения уровня освоения выпускниками общеобразовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, государственного образовательного стандарта среднего общего образования по русскому языку и математике, необходимых для получения аттестата о среднем общем образовании.
Число участников, не справившихся с экзаменационными заданиями по обязательным учебным предметам в 2018 году - 24 чел. (в 2017 году - 80 чел.), в их числе 16 выпускников вечерних (сменных) общеобразовательных организацийг.Ульяновска.
Таким образом, успеваемость участников ЕГЭ по русскому языку в 2018 году составила 99,8%, качество знаний – 71,09 балла.
Результаты ЕГЭ по математике показывают, что уровень освоения образовательной программы среднего общего образования значительно уступает русскому языку.
Мониторинг результатов ЕГЭ по математике показал, что 100% выпускниковобщеобразовательных организаций только 11 муниципальных образований Ульяновской области (г, Димитровград,Барышский, Карсунский, Кузоватовский, Мелекесский, Новомалыклинский, Павловский, Радищевский, Сенгилеевский, Базарносызганский районы, г.Новоульяновск) справились с заданиями ЕГЭ по математике базового уровня.
Таким образом, результаты ЕГЭ по математике должны стать предметом коллегиального обсуждения методических объединениях учителей математики в каждой общеобразовательной организации с целью определения путей совершенствования технологий преподавания учебного предмета и повышения качества предметной подготовки обучающихся.
В число самых результативных общеобразовательных организаций по результатам сдачи ЕГЭ по обязательным предметам вошли:
- 9 общеобразовательных организаций повышенного уровня;
- 13 средних общеобразовательных школ, из которых 5 находятся в сельской местности;
Перечень самых результативных по итогам участия в ЕГЭ общеобразовательных организаций по сравнению с 2017 годом обновился на 64%. Следует отметить, что 9 общеобразовательных организаций, в числе которых МАОУ многопрофильный лицей № 20, МАОУ физико-математический лицей № 38, МБОУ гимназии №№ 1, , 34, 79, Мариинская гимназия, МБОУ СШ № 85 и 28г.Ульяновска, МБОУ Городская гимназия г.Димитровграда, второй год подряд входят в перечень лучших общеобразовательных организаций.
Сведения, содержащиеся в региональной информационной системе ГИА-9, свидетельствуют о том, что предпочтительной формой прохождения ГИА по обязательным предметам для выпускников 9 классов является ОГЭ.
Доля участия выпускников 9 классов муниципальных общеобразовательных организаций в ГИА в форме ОГЭ по обязательным предметам (русскому языку, математике) составляет 95,1%.
Таким образом, лишь 4,9% выпускников 9 классов (в 2014 году – 8%) из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, избрали форму ГВЭ для прохождения ГИА-9.
Система оценивания экзаменационных работ участников ГИА-9 предполагает два количественных показателя: традиционные отметки и общий балл.
В соответствии с установленным Порядком проведения ГИА-9 Государственной экзаменационной комиссией Ульяновской области были определены минимальные баллы, свидетельствующие об освоении образовательной программы основного общего образования по всем учебным предметам в 2018 году.
Анализ результатов ГИА-9 в форме ОГЭ показал, что успеваемость выпускников 9 классов по русскому языку составила 99,87% (на 0,84% больше, чем в 2017 году), по математике – 99,87% (на 2,35% больше, чем в 2017 году).
Мониторинг результативности освоения общеобразовательных программ основного общего образования выпускниками 9 классов показывает, что качество знаний выпускников основной школы в 2018 году по обязательным учебным предметам ниже аналогичного показателя 2017 года:
Наименование учебного предмета |
Качество знаний выпускников основной школы |
||
2017 год |
2018 год |
Динамика |
|
Русский язык |
68,92 |
67,74 |
- 1,18 |
Математика |
69,81 |
60,09 |
-9,72 |
Биология |
44,01 |
55,94 |
+11,93 |
Физика |
68,88 |
70,42 |
+1,54 |
Химия |
75,70 |
78,24 |
+ 2,54 |
География |
60,34 |
62,41 |
+2,07 |
История |
55,60 |
63,48 |
+7,88 |
Обществознание |
68,84 |
63,02 |
- 5,82 |
Информатика и ИКТ |
61,89 |
60,82 |
-1,07 |
Английский язык |
78,61 |
86,05 |
+7,44 |
Французский язык |
84,61 |
20,00 |
-64,61 |
Немецкий язык |
28,57 |
70,59 |
+42,02 |
Испанский язык |
- |
- |
- |
Литература |
77,43 |
73,55 |
- 3,88 |
Результативность участия в ГИА-9 в форме ОГЭ может быть оценена и по таким показателям, как: средний процент выполнения экзаменационных заданий и средняя отметка.
Наименование учебного предмета |
Средний процент выполнения экзаменационных заданий |
Средняя отметка |
||||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
2016 год |
2017 год |
2018 год |
|
Русский язык |
80,87 |
75,60 |
75,91 |
4,14 |
3,96 |
3,95 |
Математика |
57,60 |
52,16 |
49,09 |
4,03 |
3,84 |
3,71 |
Физика |
48,33 |
57,50 |
58,87 |
3,46 |
3,84 |
3,88 |
Химия |
58,67 |
67,92 |
68,05 |
3,78 |
4,15 |
4,15 |
Информатика и ИКТ |
54,93 |
58,19 |
58,25 |
3,63 |
3,80 |
3,79 |
Биология |
65,13 |
52,25 |
56,80 |
3,94 |
3,49 |
3,66 |
История |
61,38 |
56,20 |
61,74 |
3,82 |
3,68 |
3,87 |
География |
46,64 |
64,80 |
65,01 |
3,02 |
3,75 |
3,77 |
Английский язык |
75,44 |
76,40 |
79,08 |
4,13 |
4,16 |
4,32 |
Немецкий язык |
49,20 |
55,43 |
71,65 |
2,90 |
3,14 |
3,88 |
Французский язык |
68,67 |
75,77 |
60,20 |
3,67 |
3,81 |
3,72 |
Обществознание |
55,81 |
69,16 |
66,47 |
3,26 |
3,81 |
3,72 |
Литература |
60,16 |
69,74 |
68,58 |
3,67 |
4,04 |
4,00 |
Данные таблицы свидетельствуют о повышении в 2018 году показателя « Процент выполнения участниками ОГЭ экзаменационных заданий»по таким учебным предметам по выбору, как биологи, физика, химия, история, география, английский язык, немецкий язык.
А показатель средней отметки позволяет определить рейтинг муниципальных образований:
Рейтин говое место |
Наименование муниципального образования |
Агрегированный показатель средней отметки |
Средняя отметка по русскому языку |
Средняя отметка по математике |
1 |
Старокулаткинский район |
4,464 |
4,29 |
4,64 |
2 |
Николаевский районй |
4,081 |
4,12 |
4,04 |
3 |
Город Димитровград |
3,999 |
4,06 |
3,94 |
4 |
Барышский район |
3,978 |
4,06 |
3,90 |
5 |
Ульяновский район |
3,977 |
4,14 |
3,81 |
6 |
Город Новоульяновск |
3,962 |
4,12 |
3,80 |
7 |
Новоспасский район |
3,946 |
3,97 |
3,93 |
8 |
Майнский район |
3,944 |
3,97 |
3,92 |
9 |
Инзенский район |
3,941 |
3,97 |
3,91 |
10 |
Карсунский район |
3,929 |
3,98 |
3,87 |
11 |
Сурский район |
3,926 |
4,06 |
3,80 |
12 |
Павловский район |
3,852 |
3,95 |
3,75 |
13 |
Кузоватовский район |
3,836 |
3,75 |
3,92 |
14 |
Чердаклинский район |
3,827 |
3,83 |
3,82 |
15 |
Базарносызганский район |
3,820 |
3,92 |
3,72 |
16 |
Старомайнский район |
3,812 |
3,77 |
3,86 |
17 |
Цильнинский район |
3,781 |
3,85 |
3,71 |
18 |
Город Ульяновск |
3,770 |
3,94 |
3,60 |
19 |
Сенгилеевский район |
3,714 |
3,77 |
3,66 |
20 |
Радищевский район |
3,693 |
3,88 |
3,50 |
21 |
Вешкаймский район |
3,687 |
3,76 |
3,61 |
22 |
Мелекесский район |
3,685 |
4,00 |
3,37 |
23 |
Новомалыклинский район |
3,608 |
3,77 |
3,45 |
24 |
Тереньгульский район |
3,607 |
3,81 |
3,40 |
Агрегированная средняя отметка участника ОГЭ Старокулаткинского района почти 4,5 говорит о том, что 50% участников получили по русскому языку и математике «хорошо» и 50% - «отлично».
Анализ результатов ОГЭ по обязательным предметам позволил определить 16 муниципальных образований, выпускники 9 класса которых в полном составе справились с заданиями по русскому языку в основной период ГИА: Барышский,Инзенский,Кузоватовский,Майнский, Мелекесский,Николаевский, Новомалыклинский,Новоспасский, Павловский,Радищевский, Сенгилеевский, Старокулаткинский, Тереньгульский, Ульяновский, Базарносызганский и город Новоульяновск.
Результаты участников ОГЭ по русскому языку и математике общеобразовательных организаций Майнского, ТереньгулскогоНовомалыклинского,Вешкаймского, Мелекесского и Новоспасского районов, в сравнении с результатами ЕГЭ позволили выявить значительное понижение показателей у участников ЕГЭ, в связи с этим органам управления образованием и педагогическим коллективам общеобразовательных организаций необходимо усилить работу по созданию системы единых подходов к оцениванию обучающихся всех ступеней образования от начального общего до среднего общего образования и отработать вопрос преемственности в обучении обучающихся основной и средней школы.
Показателем успешности участия обучающегося в ГИА является процент выполнения экзаменационных заданий участниками ОГЭ. Анализ результатов ОГЭ по русскому языку и математике позволяет определить общеобразовательные организации с оптимальными результатами образовательной деятельности и результатами, в отношении которых необходимо принимать соответствующие меры управленческой коррекции:
Среди самых результативных общеобразовательных организаций (средний процент выполнения заданий в которых составляет от 70 до 100%):
- 7 (28%) расположены в МО «Старокулаткинский район», по 3 (12%) в МО «Сурский район» и МО «Кузоватовский район»;
- 76% - реализуют образовательные программы среднего общего образования и 5 школ являются основными.
Следует отметить, что 4 общеобразовательные организации, в числе которых МБОУ Городская гимназия г.Димитровграда, МБОО Старокулаткинская СШ № 1, МБОО Старокулаткинская СШ № 2, МКОО Староатлашская СШ второй год подряд являются самыми успешными по данному показателю.
Второй год подряд средний процент выполнения заданий участниками ОГЭ менее 50% демонстрирую обучающиеся МОУ СОШ ст. Налейка МО «Кузоватовский район», МКОУ СШ с. Ерыклинск МО «Мелекесский район», МКОУ Новобелоярская СШ МО «Чердаклинский район», МБОУ Кротовская и Луговская, № 12, 58, 56 и МБОУ ОСШ № 4 г.Ульяновска. Педагогическим коллективам указанных образовательных организаций необходимо провести глубокий анализ организации внутришкольного контроля и определить мероприятия, необходимые для исправления ситуации.
По итогам ГИА-2018 29 выпускников 9 классов (в 2017-345чел)Ульяновской области получили неудовлетворительные результаты и остались без аттестатов.
Показателем оценки результативности образовательной деятельности общеобразовательных организаций, эффективности системы управления образованием муниципального образования, и региона в целом являются результаты ГИА.
Период проведения ГИА традиционно в регионе завершается глубоким анализом не только результатов сдачи ЕГЭ, но и формированием предложений о путях совершенствования и дальнейшего развития модели организации и проведения государственной итоговой аттестации, являющейся одной из составляющих региональной системы оценки качества образования.
К основным позитивным итогам ГИА-2018можно отнести:
- развитие региональной системы организации и проведения ГИА, в основе которой лежат принципы профессиональной честности в организации и проведении ГИА, объективности оценивания экзаменационных работ участников ГИА, информационной безопасности, защиты конституционных прав участников ГИА на получение общего образования;
- совершенствование регионального института общественного наблюдения с позиции обеспечения открытости процедур проведения ГИА в пунктах проведения экзаменов, в период обработки бланков с ответами участников ГИА, проверки экзаменационных работ и рассмотрения апелляций о нарушении установленного Порядка проведения ГИА и (или) о несогласии с выставленными баллами, в том числе с использованием информационного ресурса сайта smotriege.ru;
- внедрение технологии печати экзаменационных материалов в аудиториях ППЭ в присутствии участников экзамена;
- реализация модели подготовки педагогических работников, участвующих в организации в организации и проведении ГИА:
- из числа экспертов - через обязательное проведение квалификационного испытания и аттестации с последующим присвоением соответствующего статуса,
- из числа руководителей и организаторов ППЭ, технических специалистов и ассистентов, членов (уполномоченных представителей) Государственной экзаменационной комиссии - с применением формы электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
В 2019 год перед регионом стоят новые задачи, они будут связаны, в том числе и с изменениями Порядка проведения ГИА:
- сохранение тенденции оптимизации численности ППЭ;
- применение технологии передачи экзаменационных материалов в ППЭ по сети «Интернет»;
- проведение итогового собеседования по русскому языку (допуск к ГИА-9).
В связи с этим, сформирован проект предложений для принятия пошаговых управленческих решений по совершенствованию порядка проведения ГИА, который положен в основу Комплексного плана-графика подготовки и проведения ГИА на территории Ульяновской области в 2019 году, в таких частях, как:
- реализация региональной программы по совершенствованию преподавания таких учебных предметов, как математика, физика, химия, биология, информатика и ИКТ, история, включающей:
- мероприятия по повышению квалификации учителей-предметников,
- создание системы работы методических объединений учителей-предметников и ассоциаций учителей предметников;
- создание региональной системы независимой оценки качества образования;
- совершенствование института общественных наблюдателей, через закрепление ответственности муниципальных координаторов за направление и участие аккредитованных общественных наблюдателей в период проведения экзаменов в процедуре проведения ГИА непосредственно в ППЭ.
_______________________________________________________