В период с 05.09.22 по 07.10.22 в Ульяновской области состоится региональный этап Всероссийского конкурса сочинений 2022 года.
Учредителем Конкурса является Министерство просвещения Российской Федерации.
Цели Конкурса:
повышение читательской активности детей и подростков, формирование положительного отношения к русскому языку и литературе как важнейшим духовным ценностям, повышение в глазах молодежи престижа грамотного владения русским языком и знания художественной литературы.
Задачи Конкурса:
создание условий для самореализации обучающихся, повышения их социальной и творческой активности;
содействие решению педагогических задач развития связной письменной речи обучающихся, формирования филологической и исторической грамотности;
выявление литературно одаренных обучающихся;
распространение результатов литературного творчества участников Конкурса;
привлечение внимания общественности к социально значимым проектам
в области образования, к пониманию значимости функционально грамотного
и творческого владения русским языком;
демонстрация заинтересованной общественности ресурсов и достижений системы образования.
Участниками Конкурса могут быть обучающиеся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования (далее – участники Конкурса).
Конкурс проводится среди 5 возрастных групп участников Конкурса:
1-я группа – обучающиеся 4–5 классов;
2-я группа – обучающиеся 6–7 классов;
3-я группа – обучающиеся 8–9 классов;
4-я группа – обучающиеся 10–11 классов;
5-я группа – студенты профессиональных образовательных организаций, обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования.
Участие в Конкурсе добровольное.
Рабочим языком Конкурса является русский язык – государственный язык Российской Федерации.
Информация о проведении Конкурса размещается на официальном сайте Оператора Конкурса https://apkpro.ru/ (далее – сайт Конкурса).
Тематические направления Конкурса и жанры конкурсных работ
1. «Нелегко быть ребенком! Сложно, очень сложно. Что это вообще значит – быть ребенком?» (А. Линдгрен): 2018–2027 годы – десятилетие детства.
2. «Самодержавною рукой // Он смело сеял просвещенье, //
Не презирал страны родной: // Он знал ее предназначенье…»
(А. С. Пушкин): 350-летие со дня рождения Петра I.
3. «Оглядываясь назад, в прошлое, я вижу, что мне сопутствовала счастливая звезда и целый ряд случайностей…»: 150-летие со дня рождения
В. К. Арсеньева.
4. «Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»
(М. Ю. Лермонтов): 210-летие Бородинского сражения русской армии
под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812 год).
5. «Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная» (С. П. Королев): 115-летие со дня рождения С. П. Королева.
6. «Творчество является выражением смысла жизни» (Н. К. Рерих):
265 лет со дня основания Российской академии художеств.
7. «Самые лучшие праздники – те, что происходят внутри нас»
(Ф. Бегбедер): юбилеи российских писателей. А. И. Герцен (210),
И. А. Гончаров (210), Д. В. Григорович (200), Д. Н. Мамин-Сибиряк (170),
К. Д. Бальмонт (155), Н. А. Тэффи (150), Б. С. Житков (140), К. И. Чуковский (140), С. Я. Маршак (135), К. Г. Паустовский (130), М. И. Цветаева (130),
В. П. Катаев (125), В. А. Каверин (120), В. А. Осеева (120), И. А. Ефремов (115),
В. Г. Губарев (110), И. И. Дик (100), Ю. М. Лотман (100), Ю. П. Казаков (95),
В. П. Аксенов (90), Р. И. Рождественский (90), Г. Н. Щербакова (90),
А. В. Вампилов (85), В. Г. Распутин (85), Э. Н. Успенский (85).
8. «Книги делают человека лучше, а это одно из основных условий
и даже основная, чуть ли не единственная цель искусства» (И. А. Гончаров): юбилеи литературных произведений. 230 лет с даты опубликования повести «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина (1792), 200 лет с даты опубликования поэмы «Кавказский пленник» А. С. Пушкина (1822), 200 лет с даты написания баллады «Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина (1822), 190 лет с даты опубликования второй части сборника повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя (1832), 185 лет с даты написания стихотворения «Смерть поэта» М. Ю. Лермонтова (1837), 185 лет с даты опубликования стихотворения «Бородино»
М. Ю. Лермонтова (1837), 180 лет с даты опубликования первого тома поэмы «Мертвые души» Н. В. Гоголя (1842), 175 лет с даты опубликования романа «Обыкновенная история» И. А. Гончарова (1847), 170 лет с даты опубликования сборника рассказов «Записки охотника» И. С. Тургенева (1852), 170 лет с даты написания рассказа «Муму» И. С. Тургенева (1852), 170 лет с даты опубликования повести «Детство» Л. Н. Толстого (1852), 135 лет с даты опубликования рассказа «Каштанка» А. П. Чехова (1887), 125 лет с даты опубликования цикла сказок «Аленушкины сказки» Д. Н. Мамина-Сибиряка (1897), 105 лет с даты написания сказки «Крокодил» К. И. Чуковского (1917), 90 лет с даты опубликования первой книги романа «Поднятая целина» М. А. Шолохова (1932), 85 лет с даты написания поэмы «Рассказ о неизвестном герое» С. Я. Маршака (1937), 85 лет с даты опубликования повести «Созвездие Гончих Псов» К. Г. Паустовского (1937), 80 лет с даты начала опубликования в газете «Красноармейская правда» поэмы «Василий Теркин» А. Т. Твардовского (1942), 75 лет с даты опубликования сборника «Веселые рассказы» Н. Н. Носова (1947), 75 лет с даты написания поэмы «Быль-небылица» С. Я. Маршака (1947), 65 лет с даты опубликования романа «Туманность Андромеды» И. А. Ефремова (1957), 60 лет с даты опубликования повести «Баранкин, будь человеком!» В. В. Медведева (1962), 45 лет с даты опубликования сказки «Домовенок Кузька» Т. И. Александровой (1977).
Разъяснения по содержанию тематических направлений размещаются на сайте Конкурса.
Выбор тематического направления осуществляет участник Конкурса. Тему конкурсной работы участник Конкурса формулирует самостоятельно
в рамках выбранного им тематического направления.
Конкурсное сочинение пишется участником Конкурса в прозе
в жанре рассказа, сказки, письма, дневника, заочной экскурсии, очерка, репортажа, интервью, слова, эссе, рецензии. Совмещение жанров не допускается. Поэтические тексты конкурсных сочинений не принимаются.
Выбор жанра конкурсного сочинения участник Конкурса осуществляет самостоятельно.
Сроки и порядок проведения Конкурса
Конкурс проводится в два этапа: региональный и федеральный.
Региональный этап Конкурса проводится в срок с 5 сентября
по 7 октября 2022 года (включительно). В указанный период осуществляется сбор заявок, конкурсных сочинений, работа жюри, отправка на федеральный уровень.
Конкурсные материалы предоставляются на адрес электронной почты: platonovaea73@mail.ru в период с 28.09.22 по 30.09.22 (включительно).
Федеральный этап Конкурса проводится с 10 по 31 октября
2022 года включительно.
На федеральный этап Конкурса конкурсные сочинения принимаются
в отсканированном виде (в формате PDF, разрешение 300 dpi).
К отсканированному конкурсному сочинению участника Конкурса прилагается копия, набранная на компьютере и сохраненная в формате Word (doc или docx). При отсутствии одного их указанных вариантов представления конкурсное сочинение на федеральный этап Конкурса не принимается.
Федеральный этап Конкурса является заочным.
К федеральному этапу Конкурса допускаются конкурсные сочинения, занявшие первую позицию рейтингового списка регионального этапа Конкурса по каждой возрастной группе (не более пяти работ от субъекта Российской Федерации).
Требования к конкурсным сочинениям
Все конкурсные сочинения выполняются участниками Конкурса
в письменном виде темными (черными или синими) чернилами на бланке Конкурса, образец которого приведен в приложении № 2.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья могут представить сочинение в печатном виде.
Не подлежат оцениванию конкурсные сочинения, подготовленные
с нарушением требований к их оформлению или с нарушением сроков представления. Конкурсные сочинения, участвовавшие в других конкурсах,
к участию в Конкурсе не допускаются.
Каждый участник Конкурса имеет право представить на Конкурс одно конкурсное сочинение.
Объем конкурсного сочинения не может служить основанием для отказа в приеме конкурсного сочинения на Конкурс или оказывать влияние на оценку работы.
На всех этапах Конкурса жюри Конкурса проверяет конкурсные сочинения на наличие некорректных заимствований. В случае выявления на федеральном этапе Конкурса низкого процента уникальности текста (менее 75%) участник Конкурса лишается права на дальнейшее участие в Конкурсе и не включается в список финалистов.
Критерии и порядок оценивания конкурсных сочинений
Каждое конкурсное сочинение на всех этапах Конкурса проверяется
и оценивается не менее чем двумя членами жюри Конкурса.
Оценивание конкурсных сочинений на всех этапах Конкурса осуществляется жюри Конкурса по следующим критериям:
1) формулировка темы конкурсного сочинения: уместность, самостоятельность, оригинальность;
2) содержание конкурсного сочинения:
соответствие выбранному тематическому направлению,
соответствие выбранной теме,
полнота раскрытия темы,
оригинальность авторского замысла,
корректное использование литературного, исторического, биографического, научного и других материалов,
воплощенность идейного замысла;
3) жанровое и языковое своеобразие конкурсного сочинения:
соответствие сочинения выбранному жанру,
цельность, логичность и соразмерность композиции,
богатство лексики и разнообразие синтаксических конструкций,
точность, ясность и выразительность речи,
целесообразность использования языковых средств,
стилевое единство;
4) грамотность конкурсного сочинения:
соблюдение орфографических норм русского языка,
соблюдение пунктуационных норм русского языка,
соблюдение языковых норм (правил употребления слов, грамматических форм и стилистических ресурсов).
На федеральном этапе Конкурса жюри Конкурса дополнительно оценивает конкурсные сочинения по критерию «Общее читательское восприятие текста сочинения».
Оценка по каждому показателю выставляется по шкале 0–3 балла.
Подведение итогов Конкурса
Региональный этап: Победителями регионального этапа Конкурса становятся участники Конкурса, занявшие первую строчку рейтингового списка участников регионального этапа Конкурса по каждой возрастной группе.
Победители и призеры регионального этапа Конкурса награждаются дипломами регионального уровня в торжественной обстановке.
Федеральный этап: Победителями Конкурса становятся 100 (сто) участников федерального этапа Конкурса, занявшие соответствующие позиции рейтингового списка, сформированные вне зависимости от возрастных групп участников Конкурса.
Пять участников Конкурса, набравшие наибольшее количество баллов
и занявшие первые пять строчек рейтингового списка, объявляются абсолютными победителями Конкурса.
Списки победителей Конкурса размещаются на сайте Конкурса.
По итогам Конкурса издается сборник конкурсных сочинений победителей Конкурса. Конкурсные сочинения победителей публикуются на сайте Конкурса.
Победители Конкурса награждаются дипломами. Награждение проводится Оператором Конкурса на торжественной церемонии в Москве.
Приглашаем всех желающих принять участие! Ждём Ваших конкурсных работ!